Возможно, вы уже видели внушительного размера скульптуру, упирающуюся в стены дворца Медичи. В начале июля Мр. Арбитриум переехал в Пьетрасанту, а к сентябрю переместится на главную площадь Каррары. Мы встретились с автором, Эмануэле Джаннелли, в его студии, чтобы поговорить о новых вызовах времени и о готовности принимать решения.
Э.Д. На мой взгляд, произведения искусства передают свою силу в первые же секунды. Мы сразу можем понять, нравится нам увиденное или нет. Для меня очень важно первоначальное воздействие, которое исходит от внутренней силы, от души. С функциональной и эстетической точки зрения произведение также должно работать. Меня не привлекает красота или, по крайней мере, я никогда не ищу ее. Потому что красота уже существовала в произведениях наших предков, они создали невероятные вещи. Я ищу что-то, что бы работало с эстетической точки зрения, моя работа основана на идее социальной и политической ответственности. Творческая личность должна первой увидеть актуальное, то, что происходит сегодня, и дать ему оценку. У меня нет ни для кого ответов, потому что у меня нет их и для себя. Но, в то же время, у меня есть некоторые сомнения, дискомфорт. Я вижу, что у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей, но эти сомнения есть у всех, потому что сомнения — это часть нашего времени.
Сомнение — это то, что заставляет тебя задуматься. Замечаешь некоторые вещи, задумываешься, а затем переводишь их на свой язык. В моем случае это скульптура. Сомнения, дискуссии, вопросы, которые ты задаешь себе о тысяче вещей, которые проявляются в течение дня …
- Какие вопросы ты задаешь себе в последнее время при создании своих работ?
Э.Д. Последняя работа очень важна для меня, иначе я бы не сделал ее 5.40 метров высотой. Мистер Арбитруим, что в переводе с латыни означает также «выбор». Я поставил вопрос, на который, по моему мнению, каждый должен ответить или, по крайней мере, попытаться ответить. И ответом станет выбор.
Мр. Арбитриум — персонаж, который толкает, но в том же движении, с той же мускулатурой, той же анатомией, с тем же вниманием, он также и поддерживает. В одной позе заложены 2 интерпретации, он может как толкать, так и поддерживать. Что именно? Фундаментальное здание или церковь, которые являются символами нашей истории, наших традиций, нашей цивилизации. Начнем с того, что, по моему мнению, мы находимся в таком моменте, когда будущее уже не столько будущее, сколько настоящее. Мне очень нравится быть в курсе новых технологий и научных исследования, насколько я могу себе это позволить, не будучи экспертом в этих областях. Меня привлекают темы от клонирования до стволовых клеток, от робототехники до искусственного мозга. В последнее время я читал, и именно здесь зародилась искра, о нейробиологии, объединяющей медицину с инженерией. Ученые говорят нам, что с помощью микрочипа в нашей голове мы можем улучшить зрение, слух и даже бороться с депрессией. Это одна из многих поистине исключительных наук, которые позволяют нам понять, насколько мы сильны и на что мы способны. Но в то же время, появляется предчувствие саморазрушения. Например, нам говорят, что через год будет опробован микрочип, который соединит нашу голову с компьютером. Пусть не через год, но похоже, что когда-то это произойдет. И тогда у меня возникает вопрос: «Готовы ли мы принять, мотивировать это будущее, которое уже сейчас становится настоящим, или же мы боимся и хотим поддерживать прежнюю культуру и историю?».
Таким образом, главным героем становишься ты, становлюсь я, становится другой человек, который, глядя на Мистера Арбитриума, должен сделать свой выбор. Каждый будет выбирать в соответствии со своей чувствительностью, своей собственной культурой, выбирать, будет ли он видеть, что он поддерживает нашу историю, потому что он боится будущего, или он отталкивает ее, потому что устал от многих вещей, и готов принять новое. У человечества очень сильная история эволюции, мы уникальные представители животного мира. Например, мы способны выжить и прокормить все семь с половиной миллиардов человек, и поэтому обладаем исключительными качествами. Между этими двумя мирами и находится Мр. Арбитриум, который провоцирует зрителя сделать выбор.
Ты больше за то, чтобы оттолкнуть или поддержать?
- Больше, чтобы поддержать, скорее даже сбалансировать …
Э.Д. Это ответ, который дают разные люди, потому что мы находимся в начале тысячелетия. И всегда есть атавистический страх перед новым. Так было всегда, западный человек всегда боялся нового. Потом история заставляет его принять все. Логически это весьма утопично, от нас мало что зависит. Но, на мой взгляд, творческая личность должна обладать сама и передавать зрителю эту важную осознанность и эмоции.
- Каков твой выбор как автора?
Э.Д. Я не верующий, и поэтому больше за то, чтобы оттолкнуть церковь либо историческое здание. Однако, как интеллектуал, который находится в постоянных сомнениях, я задаю себе вопрос… если бы не было церкви и различных религий, каким был бы человек? Был бы он лучше или хуже?
На мой взгляд, нам важно верить, верить не столько в нечто высшее, сколько в сообщество, которое выражает нас, нашу семью, нашу культуру. Но это впоследствии ведет к разделению, и тогда я думаю … если бы гипотетически не было религии, возможно, мы были бы свободнее… Не знаю, никто не может ответить на этот вопрос. Однако я считаю, что нужно защищать некоторые очень важные ценности.
Свободу. Но и ту грань, где заканчивается ваша и начинается свобода других, которая заслуживает уважения. Об идее свободы очень трудно рассуждать, она означает не быть связанными со многими ограничениями, с правилами. Но в то же время человеку нужны правила, как детям. Мы довольно дикие в нашей природе, образование заставляет нас становиться другими людьми. Но во многих случаях дело заходит слишком далеко. Я считаю, что сейчас мы немного преувеличиваем с ограничениями. Но, может быть, так было всегда, я не знаю … Всегда нужно искать баланс, верно?
- Как тебе удается сохранять свободу мысли и не позволить увлечь себя повседневной реальности?
Это практически невозможно … Скажем так, творческая личность склонна к размышлениям, она задействует интеллект и много думает, а затем передает мысль на своем родном языке, — в танце, в живописи или в литературе. Я передаю свою мысль в скульптуре. Нереально не быть обусловленным. Мы подобны губкам, мы способны на подсознательном уровне впитывать вещи и транслировать их даже спустя некоторое время. Но я не думаю, что кто-то из нас может сказать, что у него совершенно свободная мысль. Можно попытаться. Ключевое слово, на мой взгляд, — это осознанность. Важно лучше осознавать то, что мы ищем каждый день, чтобы найти свой собственный баланс. Это непросто. Но я нахожу, что идея осознанности и поиск осознания уже позволяет почувствовать себя хорошо.
Моя идея в проекте Мр. Арбитриума заключалась в том, чтобы посетить как можно больше мест … где он мог бы оттолкнуть/поддержать как можно больше зданий, как можно больше церквей. Это прямая провокация. «Провокация» — очень важное для меня слово, моя работа — это провокация, в позитивном смысле этого слова, она направлена на поиск, на инициацию диалога.
Впоследствии я планирую написать книгу, пригласить к работе над ней социологов и философов, которые могли бы поговорить об этом выборе, который предстоит сделать, об этом новом, которое наступает, и о различных связанных с ним опасениях.
Беседовала Елена Давсар
Фото: Monica Belfiume, Luca Soncini, Monica Gabor, Luigi Di Maio, Enrico Mattei, Gabriele Ancillotti.