Мир, в котором всё обладает душой

Предлагаем вашему вниманию еще одно интервью из архива 2014 года. Его героиня скоро выходит замуж — повторно за своего первого мужа Стефано, и, как она сама недавно сообщила по телефону, весело смеясь, — 65 лет это хороший возраст для замужества! От всей души желаем счастья прекрасной паре!

После того интервью я еще не раз возвращалась в имение Изабелла в долине Орча, бывала в доме Бебетты в Милане и даже ради любопытства прошла у нее полный курс обучения шаманству. Она отправляла меня медитировать в поля и общаться с душой леса. Никаких психотропных средств, только открытый контакт с миром. Иногда всем нам полезно приподняться над повседневным бытом и посмотреть на свою реальность с другой перспективы. Далее — оригинальный текст, записанный 9 лет назад и публикуемый здесь без изменений.

Коучинг и шаманские практики. Интервью с Бебеттой Кампетти

Бебетта (Элизабетта) Кампетти, основательница единственного в своем роде центра духовных практик и медитации, расположенного в невероятно красивых, охраняемых ЮНЕСКО, владениях в Тоскане. Наше импровизированное интервью началось в ее квартире в Милане, где мы пили кофе в гостиной с видом на замок Сфорцеско и обсуждали варианты огранизации выездных семинаров по духовному коучингу в ее центре. Мы знакомы давно. Я знала о том, что эта удивительная женщина, в прошлом успешная актриса, пишет книги и сценарии для театра и кино, а также привозит в Италию духовных учителей со всего мира и преподает техники шаманского целительства.
Откровенно говоря, я не так много знаю о шаманстве, поэтому воспользовалась случаем, чтобы расспросить об этом подробнее, а заодно и узнать историю нашей героини. Первую часть нашего разговора я записала на диктофон. К концу встречи Бебетта пригласила меня провести с ней 4 дня в ее доме в Тоскане, увидеть Центр своими глазами и обменяться “магическими” искусствами — я провожу для нее коуч-сессию, она проводит для меня сессию шаманскую.
Ниже фрагменты нашей беседы.

Б.К. Как я пришла к шаманству?
Я родилась в Венесуэле, а это земля шаманов, как впрочем и вся Южная Америка. Думаю, это повлияло на мой путь. Когда мне было 2 года мы вернулись с родителями в Италию, но мой отец продолжал работать с Южной Америкой в строительном бизнесе. Он много путешествовал и брал меня с собой по мере возможности. Там я слушала истории о шаманах, о магии с самого раннего возраста, и эти истории были частью мира, в котором я выросла.
Кроме того, моя мать — эпилептик, и во многих шаманских традициях говорят, что эти люди легче входят в контакт с другими уровнями реальности.
Что касается моего личного интереса к этой теме: в США я изучала антропологию, театр и сценографию. В антропологии я прошла курс именно по религии примитивных племен, то есть шаманству. Изначально я заинтересовалась шаманством с точки зрения культуры и искусства. Когда я училась в университете, где проходила также актерское мастерство, вполне случайно мне предложили роль в голливудском фильме, которую я сыграла, когда мне было 20 лет. Это был фильм Бертолуччи “Луна”, который вышел в 1979 году. Я была очень молода, неопытна, и этот случай помог мне сразу войти в мир работы. Закончив университет, я работала актрисой еще в течение 2-3 лет. После поняла, что актерство на самом деле мне не особенно нравилось, но меня привлекал мир театра и кино, и тогда я начала писать театральные и кино-сценарии. По одному из них потом был поставлен спектакль в одном из ведущих миланских театров. Потом были документальные фильмы. В этой области мне поступил заказ на серию фильмов по теме религиозного синкретизма (соединение разнородных вероучительных и культовых положений — прим. переводчика). Это была новая тема для того периода, сейчас все об этом говорят, но в 82-м никто ничего об этом толком не знал. Я взялась за работу, потому что съемки происходили в Венесуэле, и мне было любопытно вернуться туда и узнать больше о стране, в которой я родилась. После я сняла еще несколько фильмов на эту тему, один в западной Африке, второй в Японии, еще один в Италии… в течение нескольких лет это было моей основной работой, и тогда я действительно приблизилась к шаманству, потому что и в Южной Америке, и в Африке, и в Японии я познакомилась с шаманами, с духовными учителями.
Потом я продолжила духовный поиск уже по личным мотивам, не связанным с работой, и этот поиск, откровенно говоря, продолжается и по сей день.
Я начинала с таоизма, мифологии и символизма, после чего пришла к тибетскому буддизму — в течении многих лет я обучалась у мастера школы Далай Ламы. Потом я встретила Даниэля (Д. Одье, прим. переводчика), и следовала его школе в течении многих лет, после чего в 2007 г. мой учитель по фен шуй мне рассказал об этом американском шамане. Я встретилась с ним как клиентка, он провел серию исцеляющих практик для меня и семьи. Заметив, что эта работа имела для меня абсолютно практический, ощутимый и почти что немедленный эффект, я была поражена. Он же понял, что я знала уже достаточно об этих темах, благодаря моему предыдущему опыту, и сказал: “почему бы тебе не поучиться у меня?”. Сказано — сделано. Базовый курс я прошла на расстоянии. Раз в неделю он давал мне теоретическую и практическую часть учения, я применяла их, после чего отправляла ему в Америку отчеты. С самого начала у меня появилось ощущение, что это мое! Все то, что я делала до того, конечно, было интересным для меня и дало мне много, но, если в остальных направлениях я не проявила особенных талантов, то здесь, с самого начала, я обнаружила, что мне все удавалось удивительно легко, и я видела отличные результаты!
Кстати, в шаманстве, которое я практикую, методом для входа в транс является звук тамбура, нет никакого использования галюционогенов, как это делают некоторые в Южной Америке.

  • Бебетта, для моих читателей, которые, возможно, не знакомы с миром шаманства, скажи, пожалуйста, пару слов о том, что же это такое.

Б.К. Шаманство — это наиболее древняя форма религиозности. Концепция мира, согласно которой, все, что существует, обладает душой. И все, что существует, является сознанием. Этот стол — это не просто объект, но он обладает своей душой, дерево обладает душой, которая связывает его со всеми остальными духами деревьев. Свет обладает душой… У всего есть душа. Душа — значит сущность. И если ты, шаман, научишься общаться с сущностями вещей — это откроет тебе дверь к более глубокому пониманию мира, к видению будущего, и тогда ты можешь исцелять проблемы — как физические, так и психологические, а также видеть направление жизни людей и исцелять сложные отношения, конфликтные ситуации между людьми и группами.
Естественно, существует этический уровень, и это очень важно. Потому что те же техники, которые используются для исцеления, потенциально могут быть использованы для менее благородных целей. Поэтому, практикуя, важно быть внимательными ко многим аспектам. Например, не применять их по отношению к тем, кто тебя об этом не просит. Если ко мне приходят с просьбой помочь в сентиментальных отношениях, которые затрагивают отсутствующую персону, я отказываю, по вполне понятным мотивам. Я не вижу себя в роли колдуньи, занимающейся приворотами. (Смеется.)

По моему мнению, шаманский подход сейчас очень важен не только на индивидуальном уровне, но и на уровне коллективном. Контакт с Землей, с природой, становится все менее доступным для большинства людей, живущих в городе, они полностью потеряли концепцию того, что мы, люди, тоже являемся частью природы. И это создает массу проблем. Люди слишком много думают, думают в негативном ключе, живут под влиянием своих мыслей. Шаманство, не заменяя медитацию, может быть способом установить более прямой контакт с природой, может приблизить к более экологичному стилю жизни. Потому что если ты общаешься с сущностью дерева, тебе вряд ли придет в голову сделать ему плохо. Наоборот, ты отнесешься к дереву с должным уважением.

…Потом я ездила к своему первому учителю в Америку, приглашала его в Италию, была ассистентом на его семинарах, прошла у него обучение более продвинутым техникам. Сейчас же, уже около года я следую учению другого американского шамана, который живет в Швеции, и стиль работы которого особенно направлен на контакт с природой, то, что он сам называет “духовной экологией”. Это взаимодействие с Землей как с живой душой, которое может иметь значение на социальном и политическом плане, помимо духовного и индивидуального.
Последнее, чему я научилась — это древний стиль шаманства, родом из Скандинавии, при котором вместо тамбура используется пение и специальные инструменты. Великолепные практики, которые применялись еще во времена викингов.

Вот, такова моя история вкратце.

  • Как ты применяешь свои знания и навыки?

Б.К. Ну, прежде всего, я постоянно применяю это в семье, с детьми. Пока они росли, я очень много практиковала. Я пришла на этот путь сразу после развода, нам всем было плохо, и я должна сказать, что очень довольна тем, как проявились результаты моих практик. Прежде всего, они помогли мне наладить отношения со старшим сыном, которому в тот период было 15-16 лет и мы были в состоянии конфликта по многим причинам. Благодаря шаманскому исцелению, которое я проводила для себя, для нас, нам удалось создать великолепные отношения. Более того, в 19 он попросим меня провести для него базовый курс. Мы провели даже 2 курса, и сейчас он тоже молодой шаман. Хотя, иногда он обращается ко мне за сессией, называя меня “тяжелой артиллерией шаманства”. (Смеется). Например, когда необходимо принять важное решение для его будущего. Сейчас он изучает международные отношения в Лондоне. Ему всего лишь 22 года, но он уже нашел свой путь, он счастлив, занимается тем, что приносит ему удовлетворение, реализует важные социальные проекты. Я очень довольна — это, пожалуй, самый большой успех для меня!
Я применяла этот подход и в отношениях с младшим сыном. Некоторое время назад в его классе появились хулиганы, знаешь, те, которые унижают малышей. Другу моего сына порядком от них доставалось. Я провела сессию шаманского исцеления для его друга по просьбе матери, мальчик успокоился, исчезла постоянная тревога, в которой он жил, но помимо этого ситуация в классе сама собой решилась. Один из трех хулиганов сменил школу, второй исправился, а третий, оставшись в одиночестве, уже не имел поддержки и постепенно оставил свои привычки.
То есть, я хочу сказать, что это работает для очень практических аспектов жизни. Я использую практики почти для всего. Для работы, для творчества, для здоровья. Уже много лет я не простужаюсь, у меня не болит горло, я забыла, что это такое.

  • Твое послание читателям блога.

Б.К. Основная мысль, которую бы мне хотелось донести, следующая. В тот момент, когда ты понимаешь, что являешься частью той огромной сети, которая объединяет людей, других земных существ и высшие силы, понимаешь, что мы соединены с природой, со всем вокруг — ты перестаешь чувствовать себя одиноко. И жизнь становится уже не постоянной борьбой, а скорее вызовом.

Наша беседа продолжилась двумя днями позже за завтраком в имении Изабелла. Я попросила рассказать об истории этого гостеприимного дома.

Б.К. История этого дома такова. Он был построен в 19 веке. Здесь жили семьи, которые работали на владельца близлежащих земель. Работники, в обмен на жилье и земли, отдавали ему часть своего заработка. Потом, в определенный момент эта система была запрещена и имения проданы. Мы приобрели его в конце восьмидесятых годов. Мы с моим будущим мужем в тот период готовились к свадьбе. Я жила в Риме, он в Милане. Очень романтично, мы решили купить дом где-то по дороге между этими двумя городами. Мы оба хорошо знали эту область. Он, потому что играл в театре в Монтепульчано; я — потому что мой предыдущий жених был из этих краев. Он из дворянской семьи, ты с ним познакомишься, потому что в воскресенье он ужинает с нами. Летом он привозил меня сюда, в дом своей семьи, и это место мне очень нравилось.
Итак, мы с моим будущим мужем договорились искать дом в этой зоне. Но нашла его моя кузина. В то время она искала дом для себя где-то поблизости и я попросила присмотреть заодно что-то для меня. Помню, как она мне звонит однажды и говорит «Биби, я нашла потрясающее место, с великолепным видом!». На самом деле это были полнейшие развалины, но место и вид отсюда действительно были потрясающими. Мы приехали смотреть имение, нам его показала жена Микеле, архитектора с которым ты знакома, подруга моей кузины. Этот дом был в полу-разваленном состоянии, с огромной трещиной по внешней стене… Но мы были в самом начале истории большой любви и были полны энтузиазма. Моя мать убедила отца купить этот дом для нас. Ей казалось, что поскольку наша семья всегда была разбросана по миру, этот дом был способом объединить нас всех, мы с кузиной могли бы жить рядом. Так оно и есть, кстати, с моей кузиной ты тоже познакомишься.
Мы привели в порядок этот дом, когда я была беременна первенцем. Второе же здание, то, что сейчас используется как центр для практик, мы отреставрировали когда я ждала второго сына. То второе здание прежде было использовано как склад для сена и гараж для тракторов. Тогда мы привели в порядок только внешние стены, просто чтобы они не обрушились. Знаешь, здесь практически невозможно получить разрешение но новые постройки, эта территория под защитой ЮНЕСКО, и поэтому все, у кого на земле есть хоть какая-то развалина очень за нее держатся, потому что, отреставрировав ее, у тебя хоть что-то есть.
Прошли годы, умер мой отец, наши отношения с мужем были не простыми, все приближалось к разводу… Однажды я отправилась на семинар Его Святейшества Далай Ламы в Грац (Австрия), где он давал инициацию Кала-Чакра, что означает колесо времени, цель которой — сгармонизировать человека с космическим временем. Проходя эту инициацию, в определенный момент я попросила в молитве помощи в том, чтобы выйти из этого брака. Той ночью мне приснился необычный сон. Нам дали особенное растение, оно называется Кучча, это магическая трава, которая растет в горах в Тибете. Необходимо положить ее под подушку, когда проходишь инициацию, потому что она способствует пророческим снам. Мне тогда приснилась мандала — квадрат с четырьмя открытыми углами и голос мне сказал, что эта мандала означала духовный центр, который я должна была открыть. Я записала сон, а потом потеряла блокнот, оставила его на столе в ресторане Граца. Это был блокнот Молескин с моим адресом, и одна синьора нашла его в ресторане и отправила мне по почте. Когда я открыла блокнот и прочитала запись сна, то поняла, что он и был ответом на мою просьбу в молитве.
Я начала искать помещение для Центра в Милане, но очень скоро я поняла, что Милан не был подходящим местом, потому что все в итоге превратилось бы в массаж стоп для селебрити из мира моды, а это меня не интересовало. Несколько лет ушло на то, чтобы понять, что правильное место уже у меня есть, оно здесь. Потом я познакомилась с Даниэлем Одье и он дал мне ценные рекомендации по поводу того, как организовать Центр.
Я отнеслась к этому серьезно. Ты видела, каждый уголок Центра оформлен с вниманием к деталям и согласно принципам фен шуй. Даже душевые кабины для участников семинаров выложены иранским мрамором. Я подумала, что вряд ли мне когда-то удастся повторить этот опыт, так что лучше уж сразу сделать все по-максимуму. Так возникла ассоциация Аврора, а позже и одноименный ежегодный фестиваль.
В этих стенах проводили семинары действительно великие Учителя, многим из них я ассистировала, выступала в роли переводчика, организатора. Благодаря им я многому научилась, и хочу рассказать об этом удивительном месте и его историях в новой книге, которую завершу в следующем году.

Беседовала Елена Давсар

Комната мастеров

Перечитывая сейчас, по прошествии нескольких лет, этот текст, мне вспомнился забавный эпизод, связанный с пребыванием в те дни в доме Кампетти. Гостеприимная хозяйка выделила мне тогда лучшую комнату в имении — ту, в которой останавливались духовные мастера и гуру, приезжавшие преподавать к ней в Центр. Мое пребывание было организовано так, чтобы гарантировать максимальный комфорт. Мне была предоставлена горничная, повар выяснил все предпочтения в еде, при желании я могла воспользоваться услугами личного шофера Бебетты. Была середина осени, из моего окна открывался потрясающий вид на долину. Первым делом зайдя в комнату, я распахнула окно. И тут же каскадом с сетки окна посыпались крупные зеленые жуки, что-то вроде летающих клопов, — прямо в комнату. 20, 30, 40….никогда не видела так много жуков одновременно! В момент они заполнили пространство. Услышав мои невольные крики, вошла Бебетта. «Ты знаешь, мы здесь в деревне, в этом сезоне они везде. Не волнуйся, хочешь, я дам тебе комнату моей мамы или сыновей? Может, тебе будет там удобнее?». Но я подумала: «Ну уж нет. Я буду спать в комнате гуру, и жуки мне не помешают! Это испытание и я его пройду». К слову, я боюсь насекомых и мне достаточно одного жука в комнате, чтобы не спать всю ночь. Вслух же спокойно сообщила, что все в порядке и это совсем не проблема. После ужина, вернувшись к комнату, я не нашла ни одного маленького монстра. Конечно, персонал виллы об этом позаботился. Но я чувствовала себя храброй и достойной быть в этом пространстве, а во сне смеялась в кругу гуру и шаманов.