Айдан Салахова об искусстве и об энергии Каррары
Общение с Айдан началось в ее студии в Карраре — среди улыбающихся итальянцев и в облаке мраморной пыли, а продолжилось за обедом в ближайшем ресторанчике. Одна из самых ярких и влиятельных личностей в мире современного искусства, востребованная во всем мире художница и скульптор рассказала о своей работе в Италии и о реалиях арт- бизнеса.
Красота — это гармония и пропорции
- Почему Каррара?
А.С. Здесь мрамор, история, Микеланджело… и, конечно, магия горы.
- В чем это проявляется и как это чувствуется, когда живешь и работаешь здесь?
А.С. Очень сильная энергия, которая может тебя и разрушить, а может тебя и поднять. Если ты ловишь эту волну, ты работаешь много и у тебя идёт творчество. А иногда бывает так много энергии и так много хочется всего сделать, но от того, что ты понимаешь, что ты физически это не делаешь, начинается пауза и ты уже ничего не можешь делать. Главное — не упасть в эту волну. Половина города активна, а половина начинает быть очень пассивными, потому что не выдерживают этой энергии. Это очень странное место.
- Любопытно… Как вступить в контакт с этой энергией?
А.С. Надо вступить в контакт с камнем.
- Каким было Ваше первое знакомство с Каррарой?
А.С. Первое знакомство произошло благодаря Карло Николе на венецианском биеннале. Он оставил свою карточку и я поняла, что это известная студия Николе. Я побежала за ним, а пока бежала, все мои «персидские миниатюры» превратились в 3D. Я до этого не работала со скульптурой. Это было 8 лет назад. С тех пор я уже купила здесь квартиру, и половину года провожу в Карраре.
- И каково это, — жить здесь?
А.С. Тут очень хорошо, потому что можно ходить вот так в мраморной пыли целый день, сидеть в ресторане в пыли, — тут это считается нормальным, — выковыривать из носа мрамор… и это тоже нормально здесь! Можно не одеваться, не краситься. Тут никто не обращает внимания на одежду.
- Как потом возвращаться в Москву?
А.С. Сложно потом ездить в Форте Дей Марми летом! Когда друзья приглашают тебя на ужин… это проблема! (смеется) Привести себя в порядок, маникюр…
В это воскресенье я обедала в Боккончино, и все были одеты с иголочки! И я рада, что я тоже была хорошо одета! Жизнь в Карраре проста и мне это очень нравится. Не тратишь время на бесполезные вещи. Через два месяца еду в Москву, в отпуск. Буду наряжаться, ходить на вечеринки и в рестораны.
- Откуда приходит вдохновение?
А.С. Вдохновение приходит от большого труда. Такого не бывает, что ты лежишь и к тебе приходит вдохновение!
- А с чего начинается работа над новым произведением?
А.С. С эскизов. Потом важно найти мрамор. Мрамор и деньги. Здесь хороший выбор, но все зависит от проекта, который хочешь реализовать. Например, в скульптуре “Прикосновение” мне было важно, чтобы белые прожилки мрамора переходили от женской фигуры к мужской.
- Как понять, что это именно тот блок мрамора?
А.С. Ну, во-первых, важен выбор мрамора под идею, его цена. А потом из нескольких почти одинаковых блоков ты выбираешь тот, который тебе подходит.
Например, для работы “Упавший минарет”, мне нужно было выбрать большой блок мрамора. Обычно здесь не делают пятиметровые блоки, но мы его нашли! С нужным рисунком… Иногда, правда, бывает так, что ты задумал нечто, но после расчета стоимости понимаешь, что трапеция будет тебе стоить на две тысячи дороже, и задумываешься об адаптации эскиза. Как, например, эта серия “Тайная вечеря”… Изначально драпировка скатерти должна была идти так, но после расчета стоимости мрамора… я выровняла фалды! И вместо 60 тысяч евро потратила на мрамор тридцать…
Сейчас мы работаем над этим блоком, и каждый день отсекается мрамора на 500-1000 евро.
- Очень образно! Какие эмоции сопровождают работу над скульптурой от начала и до ее завершения?
А.С. Когда начинаешь работать с новым блоком — это сильные эмоции! Первый надрез обычно хочу делать я сама, но это тяжелая физическая работа, и не всегда я могу это делать. Обычно начинает Рикардо. В начале делаются замеры, геометрия блока. Сто раз отмерь, один раз отрежь!
- А какие чувства сопровождают завершение работы?
А.С. Это как рождение ребенка! Раньше я не понимала, что при начале работ нужно сразу же планировать и все последующие процессы. Таможня, передвижение в пространстве… и чтобы не платить НДС 22%… То есть это целая отдельная история. Например, сейчас ко мне приезжают на реставрацию две скульптуры. Они могут въехать в Италию только на 90 дней. Почти как граждане России! Это абсурдно!
Все спрашивают, почему я не провожу выставки в Москве. Потому что мне нужно заплатить 6 евро за килограмм. А одна скульптура может весить 2 тонны. Или же нужно декларировать работы как культурное достояние, но тогда их не выпустят обратно! Такова реальность художника! Нужно думать еще о таможне и о транспортировке произведения.
Тридцать процентов моего времени я трачу, вместе с ассистенткой, на решение этих вопросов. Подготовка документов, транспортировка…
- Какова программа следующих выставок?
А.С. В 2017 я уже провела две выставки, одну в Дубае, вторую в Бельгии. А сейчас хочу спокойно поработать, без дедлайнов. Моя галеристка после просмотра эскизов для серии “Тайная вечеря”, сразу же заявила, что мы должны участвовать в Armory Show и пр… Я сказала нет, начинаю работать спокойно, в моем ритме и не хочу, чтобы кто-то меня беспокоил. Например, когда мы организовали мою персональную выставку в галерее Saatchi в Лондоне, они сделали запрос всего за год. Это был большой стресс, который я не хочу повторять. Не хочу быть машиной.
Галереи нужны, чтобы продавать. Но с продажами у меня и у самой нет проблем. Я сама была галеристкой более 20 лет.
- Как это было, смена роли галеристки на роль скульптора?
А.С. Я счастлива, что закрыла галерею! 23 года! В 91-м я организовала выставки Франческо Клемента, Хельмона Ньютона… После скандала на биеннале в Венеции цены на мои работы выросли. Потом кризис в России дал о себе знать.
- Как можно определить искусство?
А.С. Искусство — это отражение времени, души…
Есть разное искусство. Надо отличать и замечать, что вам резонирует. Любопытно, как смотрели на аукционе Christie’s на работы Леонардо, когда снимали скрытой камерой! Вот ради этих эмоций художник и работает!
- С чего начинается любовь к искусству?
А.С. С детства. Формирование вкуса у детей. Надо им вешать в комнаты репродукции великих мастеров, чтобы они приобщались к гармонии. Почему в Италии все красиво? Потому что они живут в правильном контексте. У нас там избушки косые и все время дуб не там растет с липой. А тут видите, как закомпонованы пинии растут! Тут не надо ничего придумывать. Тут все живут в красоте, поэтому итальянский дизайн так хорош. Чего нам не хватает.
- А как взрослому приблизиться к прекрасному?
А.С. Сложно!.. Надо как-то интересоваться этим и уважать труд художников. Все, чем мы пользуемся… дизайн скатерти, стулья… — это все художники делают. iPhone, опять же, нарисован правильным художником и дизайнером. Просто люди не привыкли уважать труд художников. Можно приехать в Каррару, посмотреть как люди трудятся… Здесь столько молодых художников, которые создают без надежды что-то продать… Настоящий художник, платят ему или нет, все равно продолжает создавать произведения искусства, потому что без этого невозможно жить!
А так… возвращаясь к городу, Каррара — это такое спокойное место, где можно творить без суеты.
- А какой Форте Дей Марми?
А.С. Форте — эта такая заграница, куда надо выезжать на weekend. Гламур…
- Самые любимые места в Форте?
А.С. Я Bocconcino очень люблю, Maitò и Principe, еще Gilda, но раньше она была лучше… Сейчас стала слишком популярной. 8 лет назад не было такого наплыва людей. А еще мне очень нравится проводить выходные на пляже Arselle. Там очень вкусно и спокойно, никаких криков… Не надо, наверное, это говорить… А то сейчас, после интервью….
- Ваше пожелание к читателям блога.
А.С. Приезжайте сюда и поддерживайте молодых художников! Стоит это не дорого. Прежде, чем купить сумочку за 50 тысяч, подумайте, сколько скульптур можно купить на эти деньги!
Фото: Владимир Кожарский GR Studio